В начале сентября в концертном зале культурного центра Geneva Keskus состоялся концерт российской певицы Татьяны Булановой. Выступление прошло с аншлагом – в зале практически не было свободных мест – и в необыкновенной атмосфере тепла и искренности.

 

— Татьяна, спасибо вам за прекрасный концерт. Поделитесь своими ощущениями от выступления.

— Честно признаюсь: я люблю свою работу, зрителей, обмен эмоциями. Но при этом сольные концерты для меня — тяжелое испытание. У нас очень мало концертов как раз по причине того, что я их боюсь давать. Тем не менее, Нарва для меня – особенное место: именно здесь были первые в моей жизни настоящие сольные гастроли! Как сейчас помню, сентябрь 1991 года — Кохтла-Ярве, Йыхви, Нарва. Мы даже жили в той же гостинице, в которой остановились сегодня! Вы представляете, прошло больше 20 лет, на моих песнях выросло целое поколение! Для меня это очень почетно.

— А как вам понравилась площадка, атмосфера в зале?

— У меня было ощущение, что все проходит в небольшом клубе или в камерном ресторане, с той лишь разницей, что люди не танцуют и не поют вместе с нами. Мы все без преувеличения были как одна семья. Скорее всего, совпала энергетика — моя и зрителей.

— Ваш среднестатистический слушатель — кто он?

— Я не знаю, правда. Мне кажется, что это человек средних лет: 35-45. Хотя сегодня на концерте были и дети 12-14 лет, и молодежь, и пожилые люди. Значит, мы просто выбираем то, что нам созвучно, независимо от нашего возраста. Я, например, в дороге с огромным удовольствием слушаю Bad Boys Blue, у меня есть все их альбомы и я лично познакомилась с Джоном МакИнерни — солистом, который единственный остался из первого состава. Мне нравится тембр его голоса. А вот свои песни не слушаю никогда. Некоторые говорят: «Как это у тебя в машине нет своих дисков?» — но я же в студии работаю с материалом: записываю, правлю, добавляю. Зачем мне это еще и дома?

— Где проходит основная часть ваших выступлений?

— В последнее время мы выступаем в основном на корпоративах, в ночных клубах, на дискотеках. Это все начало появляться году в 1994-м, а когда мы начинали в 1990 –91 артисты работали только на сольниках. А с ними, как я уже сказала, у меня большая проблема.

— Всегда ли испытываете волнение перед публикой, или все зависит от размеров аудитории?

— Волнение присутствует всегда — будь это одна-две песни или целое отделение, Кремлевский дворец или ресторан. Волнуюсь либо немного, либо очень сильно, но чтобы я перед выходом не испытывала этого чувства — такого не было никогда. Знаю артистов, которые получают физическое удовольствие от того, что выходят на сцену и все на них смотрят. А я за более чем 20 лет, наверное, так и не привыкла к подобному вниманию.

— Как вас встретила Эстония? И есть ли разница в общении с русскоязычными людьми из разных постсоветских государств?

— Границу проехали хорошо, даже на Эстонской таможне нас узнали, приятно. Как бы ни пытались разделить наши страны, связь между людьми остается. А люди — те же, что и были. Границы строят политики. Они посчитали нужным и разделили, но это не значит, что люди перестали слушать русскую музыку – есть даже эстонцы, которые ее слушают! В Германии, Америке и Финляндии на наши концерты приходили зрители, которые не понимают ни слова по-русски, но им понравились песни. Что же говорить о людях, которые вслушиваются в слова! Хотя на самом деле это здорово, когда человек знает несколько языков, разбирается в другой культуре.

— Какими языками владеете?

— Английским – не настолько, чтобы свободно общаться, но читаю на нем. Немного изучала французский и итальянский – это самые легкие для пения языки, плюс, может быть, еще испанский. На иврите я пела, и часто на украинском – он, кстати, сложный, потому что возникают разночтения с русским, что мешает нормально в него погрузиться.

— Татьяна, у вас день рожденья в марте, как и у обоих ваших сыновей. Вы верите в гороскопы?

— Не то чтобы верю, но астрология – это не гадание, не раскидывание костей или карт, а наука, что бы там ни говорили. Это как математика, физика, сухие расчеты — астролог не предсказывает, что будет, он просто смотрит вероятности. Мы с детьми родились под знаком Рыб.

— С такой мамой сыновья, наверное, растут музыкальными? Чем они вообще занимаются?

— Старший, Саша, сейчас учится в Торгово-экономическом университете по специальности «технология питания», но у него есть пристрастие к бас-гитаре, ударным. Причем на басу он играет сам, что-то подбирает. После школы поступил в Институт культуры, проучился год, понял, что это абсолютно не его, и когда сообщил, что больше учиться не будет, у нас с мамой был шок. А потом оказалось, что ему нравится готовить – он действительно постоянно то пасты болоньезе делает, то салаты какие-то. И мы нашли подходящий институт, в который он с радостью к 8 утра каждый день ходит и уже перешел на третий курс. Младшему Никите пока 6 лет, он посещает футбольную секцию и собирается стать футболистом. Однажды мы ехали с дачи, я включила радио, он начал подпевать и не взял ни одной фальшивой ноты. Трудно сказать, что получится, я своих детей не насилую, заставляя что-либо делать. Но если ты хочешь – дерзай.

— Знаю, что после музыкальной школы с фортепиано и гитарой вы вдруг стали библиотекарем.

— О, это было замечательное время — я благодаря этому прочитала огромное количество периодической литературы, которая выходила в 1988–89 годах. Узнала Декамерона Боккаччо, перелопатила много периодики и классики. Толстого для себя я тоже открыла только тогда.

— «Войну и мир» полностью прочитали?

— Нет, я начала с «Анны Карениной» и не смогла оторваться — настолько это классно. «Крейцерова соната», «Смерть Ивана Ильича», рассказы – этот человек был просто гениален. Булгакова начала

читать, когда был доступ к журналам «Новый мир», «Звезда» — и тогда в него влюбилась и поняла, что он абсолютно мой писатель. Хотя я не считаю себя библиофилом, книголюбом. Театры я, к сожалению, не люблю – сначала думала, что мне не везет с постановками, но нет, похоже, я не могу абстрагироваться, вижу именно игру, а хочется окунуться в реальный мир – это получается только в кино. Концерты – это вообще отдельная история, потому что я почти во всех залах выступала, и мне сидеть на концерте сложно: я понимаю, что вот сейчас артист со сцены ушел, пошел в гримерку, потом вернулся – и не могу, не отвлечься мне от этого. А кино – да, пожалуй, единственное из искусств, кроме литературы, которое могу воспринимать.

— Назовите любимые фильмы, хотя бы два-три?

— Все ленты Гайдая, некоторые работы Данелия. Обожаю старое кино конца 40-х и 50-х годов, 60-е трогают уже меньше. Причем я могу по картинке, по монтажу определить период создания даже западного фильма. Ужасно не люблю современные кинокартины, где дрожит камера, мне это не непонятно.

— А давайте поговорим про еду. Какие блюда и напитки можете себе позволить?

— Вообще-то я, как склонный к полноте человек…

— Что-то мы не заметили.

— Это сейчас, это сила воли — стараюсь есть меньше и качественней. Лет 15-10 назад пила только кока-колу, соки из пакетов, ела сладкое, не понимая, как можно пить минералку. Потом меня перемкнуло, и теперь употребляю только воду или вино, коньяк. Шампанское сухое очень люблю. Так же и с едой — сейчас все пойдут на ужин, а я ужинать не буду, потому что знаю, что мне это не надо.

— Что любимая певица Татьяна Буланова пожелает нарвитянам – своим зрителям ? Ведь вы сейчас в Россию обратно уедете, а мы останемся…

— Давайте не гневите бога — вы живете в Европе, у вас Шенген. Захотели — поехали во Францию, в Испанию. Конечно, я понимаю, что экономически это не так просто, но нам, например, для этого приходится постоять в очереди, чтобы получить визу. А вы можете отправиться, например, в Барселону. Это замечательно, и там намного дешевле, чем в той же самой Ялте. Я сама обожаю Испанию, езжу отдыхать в 3-4-звездочные отели – мне абсолютно не важен статус, я еду на море отдохнуть. Просто думайте о том, что в жизни везде есть какие-то плюсы; находите их, будьте оптимистами — потому что тогда и из космоса эти плюсы будут к вам притягиваться. Обращайте внимание только на них, потому что минусы – это для баланса. И все будет хорошо.

Беседовал Евгений Рогов